Основание выбора тематики
Выбор тематики проекта основан на выводах аналитического доклада «Уроки «СТРЕСС-ТЕСТА» – вузы в условиях пандемии и после нее», подготовленного по итогам совещания Министра науки и высшего образования В.Н. Фалькова с ректорами ведущих вузов 15 марта 2020 г., и на основе анализа готовности системы высшего образования к ситуации пандемии, действий организаций высшего образования и регулятора для налаживания работы с использованием онлайн-форматов обучения, в том числе, в смешанных формах интеграции цифровых и аналоговых образовательных технологий.
Вынужденный переход на удаленную работу во время пандемии выявил негативные установки преподавателей вузов в отношении онлайн-форматов образования, связанные с проблемами роста трудоемкости, роста методической нагрузки и интенсивности учебной работы. Вместе с тем за время удаленной работы выросла доля преподавателей, которые видят в цифровых технологиях новые возможности для повышения доступности качественного образования. Следовательно, оперативная и массовая работа по устранению выявленных препятствий будет способствовать ускорению процессов эффективного использования цифровой образовательной среды, в том числе и при дальнейшем развитии и распространении смешанных форм обучения в высшем образовании, а также в дополнительном профессиональном образовании.
Актуальность проекта обусловлена быстро развивающимися процессами цифровой трансформации российской экономики и потребностью в обеспечении ее новыми высокопрофессиональными кадрами, которая повлекла за собой кардинальные изменения в системе высшего образования, связанные с неэффективностью возврата к традиционным аналоговым формам образования. Причем на современном этапе цифровой трансформации руководящим работникам организаций высшего образования и организаций дополнительного образования необходимо наряду с новыми образовательными технологиями использовать надежные и современные инструменты комплексной организационной, мотивационной и методической поддержки перехода научно-педагогических работников к смешанным формам обучения на основе эффективного использования цифровой образовательной среды.
Новизна, инновационность предлагаемых решений:
– системный подход к решению проблемы внедрения смешанных технологий обучения;
– расширение возможностей развития сетевых форм подготовки, профессиональной переподготовки и(или) повышения квалификации кадров, в том числе педагогических, научных и научно-педагогических работников и руководящих работников сферы высшего и соответствующего дополнительного профессионального образования, за счёт отбора и распространения лучших практик использования смешанного обучения в сфере высшего и соответствующего дополнительного профессионального образования;
– формирование (совершенствование) заявленных компетенций непосредственно в режиме смешанного обучения в течение всего инновационного проекта, что соответствует принципу «обучение в деятельности»;
– освоение инновационно-проектной технологии применительно к реализации программ ДПО и ОПОП ВО;
– активное развитие надпрофессиональных компетенций обучающихся в процессе реализации инновационного проекта, включая лидерское поведение, командную работу, эффективные коммуникации и технологии нетворкинга (networking).